На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Синицын
    лизал кто попу англосаксамто явно для Руси мудак...и этот тоже  с ними проколчак...Бюст Колчака удал...
  • Андрей Гордюхин
    Очередная дура. Опасная дура. Гнать из депутатовДепутат Госдумы В...
  • Ирина Веденская
    За " Западлоидов и Евромразь" - отдельное спасибо!👍😘😍На наших глазах т...

Когда держава вернулась. Ретро-рецензия на художественный фильм «Белое солнце пустыни»

30 марта, 51 год назад в отечественный прокат вышел художественный фильм «Белое солнце пустыни» – наглядное свидетельство творческой и интеллектуальной мощи советского кинопрома. 

В результате коллективной работы над спасением признанной некачественной картины – появился рассказ о том, как в отдалённом углу рухнувшей державы её собирали заново. ...Если этот фильм можно сопоставить с каким-либо ещё фильмом советского кино по влиянию на массовое сознание – то разве что с «Чапаевым». Собственно, Фёдор Иванович и Петруха попали в меньшее количество анекдотов главным образом потому, что там уже были Василий Иванович и Петька.

 Параллелей между двумя картинами множество: это и гигантский успех у аудитории («ходить по десять раз» на оба фильма было нормально). И одно описываемое время – Гражданская война. И внезапный «сиквел» впоследствии – как в 1941 году был снят фильм «Чапаев с нами», где Василий Иванович выныривал из Урала и бил немцев, так и Петров с Васечкиным спустя 14 лет после премьеры «Белого солнца» прыгали в киноэкран и там помогали Сухову спасти жён Абдуллы. 

О том, как снимали фильм, имеется порядка двадцати версий, авторы которых, естественно, «врут как все очевидцы». Единственными внятными документами, свободными от последующего мифотворчества, остаются протоколы заседаний худсовета Экспериментальной студии, которому в 1968 году было предложено «докрутить» явно несостоятельный киноматериал (рабочие названия: «Басмачи», «Спасите гарем», «Пустыня»). Ибо Министерство финансов выделило на затею 300 тыс. рублей и хотело их вернуть, и нечего тут рассказывать про творческие неудачи. 

Худсовет проделал гигантскую работу. Он неоднократно гонял съёмочную группу на досъёмки материала; рекомендовал «усилить суперменскую природу Сухова»; поручал переснимать или удалял целые сцены, прописанные в «шестидесятническом» сценарии – по которому, например, Катерина Матвеевна должна была взять и сойти с ума от горя, пока муж там по далёким пустыням советскую власть устанавливает. Поручал Марку Захарову доработку сценария (откуда и взялись знаменитые письма Фёдора Ивановича любезной своей жене). 

В результате из первоначального материала был за два года скроен и сшит тот фильм, который мы сегодня знаем наизусть (даже если смотрели его краем глаза давным-давно). И после всех переписываний, пересъёмок и переделок – мы имеем картину на актуальную по сей день тему: преемственности отечественной истории. Ибо на самом деле главная история «Белого солнца» – это, конечно, не история про гарем и Гюльчатай. Это история таможенника Верещагина, которому было обидно за державу. 

Если сжато изложить её, то получится следующее: таможенник Верещагин честно служил на дальнем конце державы и мзды не брал. Когда держава рухнула и всё вокруг превратилось в хаос, и всё ушло в банды, и начало творить что попало, – он не смог уберечь державу от бандитов и барыг, но и за ними не пошёл, а закрылся в своём доме-крепости и начал там спиваться с арбузами, павлинами и чёрной икрой («не могу её, проклятую, больше есть»). А потом в этом хаосе появился – случайно – красноармеец Сухов. В котором Верещагин не сразу, но внезапно опознал не просто «ещё одну банду», а возвратившуюся державу. 

Просто потому, что этот пришёл не хапать, как все, а наводить порядок – в том смысле, в каком он его понимает. И строить. Такое может себе позволить только государев человек, человек от державы. И ради этой державы – хотя она пришла в трагикомическом облике, с кучей жён местного бандита, которых нужно было спасти от его бандитского произвола – русский таможенник Верещагин пожертвовал жизнью. Не ушёл с баркаса. А вместо этого упрямо цедил сквозь зубы: «Держись, Фёдор Иваныч». И Фёдор Иваныч не подвёл. Продержался. Так продержался, что за державу не обидно, а гордо. ...

Общеизвестно, кстати, что у Верещагина был прототип. Михаил Дмитриевич Поспелов, поручик, даже внешне похожий на персонажа П. Луспекаева

 Его реальная судьба сложилась без положенного шестидесятнического трагизма, но зато вполне логично. Он гонял контрабандистов и бандитов при Империи – а когда Империя рухнула, продолжил делать это по своей инициативе. Когда же пришла советская власть – продолжил гонять бандитов и контрабандистов при советской власти. Позже работал в геологических экспедициях. Умер в покое и почёте в пятидесятых. ...

А ведь Верещагин (он же Поспелов) мог поступить иначе. Понять, что новая власть – безбожная. Что она разрушила ту Россию, которую он помнил и любил. Что этой их новой Совдепии,  служить нельзя.

 И не впрягаться. Потому что хороший дом, хорошая жена – что ещё нужно человеку, чтобы спокойно встретить старость?                              Этот вопрос актуален и сегодня.

 

 Автор Виктор Мараховский

 

Посвящение Верещагину

Как ночь, так мне – пустыня!                                                                                    Куда ни глянь – пески!                                                                                                И грусть волной нахлынет,                                                                                        И жутко от тоски...                                                                                                    Но я иду... И вскоре                                                                                            Утихнет боль в виске.                                                                                                  Я вижу берег моря                                                                                                      И домик на песке.                                                                                                        А в доме том хозяин                                                                                              Поёт всё вновь, и вновь.                                                                                              И наизусть я знаю                                                                                                         Ту песню про любовь.                                                                                                 Но сон мой беспощаден!                                                                                  Опять, в который раз,                                                                                        Кричу я: "Верещагин!                                                                                                   Не заводи баркас!!!"                                                                                                    И "огоньку" открыто                                                                                               Осмелюсь я спросить.                                                                                                   От пачки динамита                                                                                                   Он даст мне прикурить.                                                                                      Шутник же он, однако...                                                                                           Ты только погляди!                                                                                                       Он мне покажет знаком                                                                                              И скажет: "Заходи!"                                                                                               Там Сухов и Петруха...                                                                                 Стаканов перезвон.                                                                                             Нормальная житуха                                                                                               – Икра и самогон!                                                                                                          Но сон мой беспощаден.                                                                                         Опять в который раз                                                                                               Кричу я: "Верещагин,                                                                                              Не заводи баркас!!!"                                                                                             Пусть солнце на закате                                                                                                  – Нам времечко не жмет.                                                                                        А если вдруг не хватит                                                                                                – Загоним пулемёт!                                                                                            Слезу рукой шершавой                                                                                                Смахни – всё это бред!                                                                                          Обидно за Державу!                                                                                               Хотя её и нет...                                                                                                                Ну что тебе неймется?                                                                            Брыкаешься, не спишь…                                                                                    Жена моя смеётся:                                                                                              "Павлины, говоришь?"                                                                                           Но сон мой беспощаден!                                                                                  Опять в который раз                                                                                               Кричу я:                                                                                                        "Верещагин! Не заводи баркас!!!" 

 автор Алексей Ширяев

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх