На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Синицын
    лизал кто попу англосаксамто явно для Руси мудак...и этот тоже  с ними проколчак...Бюст Колчака удал...
  • Андрей Гордюхин
    Очередная дура. Опасная дура. Гнать из депутатовДепутат Госдумы В...
  • Ирина Веденская
    За " Западлоидов и Евромразь" - отдельное спасибо!👍😘😍На наших глазах т...

Протоиерей Андрей Ткачёв о спасении России: "Войны выигрывают учителя"

Фото: Андрей Любимов / АГН "Москва"

Единый учебник по истории для всей страны и неразделённость исторических процессов Отечества и Церкви – часть формирования общего самосознания, а значит и нашего будущего.

Всем известна фраза Отто фон Бисмарка, сказанная им после победы Пруссии во франко-прусской войне: "Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники". В этом заявлении Бисмарк был не одинок, разделял его мысль и известный писатель Джордж Оруэлл: "Тот, кто управляет прошлым, управляет будущим. Тот, кто управляет настоящим, управляет прошлым". Формирование исторического сознания трудно переоценить, это не прошлое, это настоящее и будущее.

В постперестроечные времена в России не было единой линии преподавания истории: превалировала вариативность учебников, а следовательно, и подача материала. Историческое сознание людей, получивших среднее и высшее гуманитарное образование в это время, не отличается системностью и осмысленностью. Часть учебников отводила темам Второй мировой и Великой Отечественной войн несколько страниц, а в качестве главных сражений были указаны Перл-Харбор и завоевания островов в Тихом океане. Другие же подробно рассказывали о Сталинградской битве, Курской дуге и взятии Берлина. Такое положение дел не способствует формированию целостного исторического самосознания.

Поэтому вопрос о создании единого образца учебника истории стоит очень остро. Ещё в 2013 году президент России Владимир Путин заговорил о написании единого учебника по истории Отечества. И вот сейчас увидел свет пилотный вариант, вышедший под редакцией главы Российского военно-исторического общества Владимира Мединского. Учебник предназначен для школьников 5–11 классов.

Учебник ещё не прошёл экспертизу и пока не заполнил полки школьных библиотек, но эта книга для всех школ России просто необходима. Человек жив не сегодняшним днём и не будущим, его жизнь тесно переплетена с исторической памятью, прошлым его предков. Он как дерево – чем мощнее и больше, тем глубже и сильнее его корневая система. Каждый человек – неважно, живёт ли он на Дальнем Востоке или в Краснодарском крае, должен иметь одну историческую картину. История малой Родины у каждого своя, но общая историческая канва – едина.

Как люди Церкви, как христиане, мы, конечно, выражаем пожелание, чтобы освещение XX века, с которым мы не разобрались, и XIX века было более церковным. Чтобы тема репрессий включала в себя и гонения на Церковь, а не ограничивалась партийными чистками. Страдали сначала духовенство, крестьянство, казачество, купечество, и только потом партийные функционеры – когда власть укрепилась и получила полную свободу действий. В новом учебнике мы бы хотели увидеть и информацию о новомучениках.

Мне кажется, что русский школьник от предметного изучения жития Серафима Саровского получает в перспективе больше, чем, например, за год получения всех прочих знаний. Мы не можем, будучи русскими людьми, не знать лучших людей своего Отечества: Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Матрону Блаженную.       

Эти вещи вызовут критику со стороны либерального сообщества. Для них история Церкви содержится в Средних веках, у нас же ситуация несколько другая: история Отечества и история Церкви разделены в нашем сознании. А это совершенно не соответствует действительности: до революции 1917 года история Церкви и есть история России. И сегодня история Церкви – это тоже история России, и разделять их нельзя.

Хотелось бы, чтобы новый учебник был не более церковен, но более правдив в отношении нашей истории и роли в ней христианства. И XX век следует рассматривать также и с точки зрения уничтожения веры.

Как говорил Верховенский-младший, самое главное в социалистическом деле – это уничтожить великую ектению. Понимание этого, конечно, необходимо современному человеку. Мы приветствуем новые учебники, но хотим, чтобы они больше говорили о церковной жизни. Ибо разделять историю Церкви и историю государства совершенно невозможно.

Картина дня

наверх