У власти есть серьезные поводы для беспокойства, о которых пока не сообщают населению
Президент России Владимир Путин бросил ручку на стол во время совещания по борьбе с паводками и пожарами 26 мая. Государственный лидер долго вертел ее в руках, говоря о том, что стихийные бедствия угрожают жизни людей, а также оставляют россиян без жилья, а затем резко отложил ее в сторону.
Возможно, с другим политиком такой жест остался бы незамеченным. Однако в случае всегда спокойного и выдержанного президента РФ это выглядело настолько непривычно, что попало в заголовки всех крупнейших СМИ и продолжало до вечера оставаться в новостных топах.Не исключено, что жест президента должен был лишь подчеркнуть серьезность ситуации и дать понять чиновникам, что они должны действовать максимально эффективно. Возможно и то, что за жестом ничего особенного не стояло, просто президент отложил в сторону пишущий прибор слегка более резко, чем обычно.
Но сложилось впечатление, что во время совещания президент выглядел нехарактерно взвинченным. Судя по всему, нервозность общей обстановки в стране и в высших кругах власти сказывается и на Путине. А нервничать есть из-за чего. В этом году практически все, что можно, складывалось не по сценарию власти, привыкшей все контролировать.
В начале года руководство страны объявило о грандиозных политических планах — внесении поправок в Конституцию и обнулении сроков президентства Владимира Путина. Уже была запущена агитационная кампания по голосованию за поправки с привлечением звезд первой величины. Частью кампании должно было стать и празднование 75-летия Победы, парад и Бессмертный полк, который традиционно приводит к всплеску патриотизма.
Однако все эти планы перечеркнула эпидемия коронавируса, из-за которой все мероприятия пришлось перенести на неопределенный срок. С самим коронавирусом ситуация также развивалась не по лучшему сценарию. Если вначале власти утверждали, что, в отличие от Европы, у нас все под контролем, то затем мы вышли на третье место в мире по числу подтвержденных случаев, уступая только США и Бразилии, правда, с гораздо меньшей смертностью.
Наконец, ситуация в экономике в этом году также стала неприятным сюрпризом. Из-за пандемии и обвала цен на нефть бюджет в одночасье превратился из профицитного в дефицитный, ВВП вместо роста предсказывают падение на 5%, средств Фонда национального благосостояния при сохранении нынешних котировок хватит на два года, а по некоторым оценкам и лишь до конца этого года. При этом планы по спасению экономики пока что только разрабатываются и неизвестно, насколько успешными они окажутся.
Подпортить настроение президенту могла и недавняя публикация издания Bloomberg, в которой говорилось, что рейтинг Владимира Путина в апреле снизился до 27%. Во ВЦИОМ затем заявили, что агентство неправильно интерпретировало цифры и позитивная оценка работы Путина составляет 61−63%.
В общем, можно смело сказать, что сейчас власть сталкивается с самым серьезным вызовом с 2014. Но если тогда внутри страны царил «крымский консенсус» и поддержка населения была на максимуме, то сейчас люди, напротив, все больше недовольны действиями руководства страны. Правда, и о протестах речи пока не идет, особенно с мерами слежения и контроля, введенными в связи с коронавирусом, но очень подходящими для того, чтобы предотвращать несанкционированные акции.
Депутат Саратовской областной думы от КПРФ Николай Бондаренко считает, что хотя историю с ручкой раздувают намеренно, президенту и его окружению сейчас действительно есть из-за чего нервничать.
— Безусловно, президент Путин находится не в самой комфортной обстановке, у него есть достаточно поводов для переживаний. В первую очередь, это нервы по поводу экономического состояния страны, кризиса и массовой безработицы. Врать своим гражданам власть, конечно, может, но убедить голодных людей в том, что они сытые, тяжеловато.
Думаю, у власти есть подлинная статистика, которую они скрывают от нас, есть прогнозы на ближайшее будущее, и это заставляет их понервничать и поволноваться.
«СП»: — Может ли Кремль беспокоиться о судьбе предстоящего голосования за поправки в Конституцию?
— Да, возникли дополнительные факторы, которые ранее не учитывались. Пандемия и разочарование общества «мерами» властей — это объективные обстоятельства, которые повлияют на то, как люди будут участвовать в этом фарсе, имеющем целью узурпацию власти действующим президентом. Это вызывает ряд дополнительных опасений и вопросов.
Все эти поправки будут перенесены на более отдаленный период, и чем дальше они будут переноситься, тем трудней их будет провести. Население и до этого не горело особым желанием участвовать в голосовании, так как понимало, для чего все это затевается — если Конституция мешает Путину оставаться у власти, значит, нужно переписать Конституцию. А теперь, когда власть отказалась осуществлять реальные меры поддержки населению, все это будет вызывать еще большее возмущение и, как следствие, протестное голосование.
На мой взгляд, власть будет пытаться как можно быстрее минимизировать кризисные явления и проявления пандемии, играя статистикой.
Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин убежден в том, что бросок ручки — это не импульсивный жест, а часть продуманной стратегии кремлевских пиарщиков, которым необходимо создавать информационные поводы и любыми способами поднимать рейтинг президента.
— Судя по тому, как пошла эта тема с ручкой, налицо искусственное раскручивание ситуации. Лояльные власти СМИ получили установку привлекать внимание к этой теме. Власть начала генерирование различных информповодов для создания «белого шума», чтобы отвлечь внимание от неприятных для нее фактов и тенденций. Это касается и рейтинга президента, и неудачной ситуации с публикацией Bloomberg, и многого другого.
Просто некоторые шаги в этом направлении носят стопроцентно ориентированный на создание бессмысленных новостей характер, как история с подачей иска губернатора Чувашии о восстановлении в должности.
Уже говорят о том, что это бунт и все прочее, хотя этот экс-губернатор на 110% подконтролен Кремлю и его отставка в начале года была обставлена так, чтобы «Единая Россия» удачно для себя начала избирательную кампанию, потому что тогда предполагалось, что будут досрочные выборы.
В случае с ручкой, это способ не только создать информационный повод, но еще и показать, что Владимир Путин душой болеет за простых людей. То есть попытка придать образу президента, который подвергся серьезной негативной ревизии со стороны населения за два месяца карантина, больше человечности, продемонстрировать, что он так переживает за простых людей, что даже ручками на совещании швыряется.
Элемент эмоциональности явно наигран и просчитан. Да, власть действительно нервничает, она недовольна тенденциями, которые наметились и она не может не то, что переломить их, но и заблокировать. Но ситуация с бросанием ручки — явно не из этой категории. Это один из шагов пиарщиков Кремля, не очень удачный.
«СП»: — Но чего конкретно можно добиться, генерируя такие новости?
— Задача власти в том, чтобы обо всех этих информаповодах писали и говорили как можно больше. Просто есть новости абсолютно бессодержательные, из которых позитива не вытянешь. Можно забить ими повестку, как в случае с иском экс-губернатора.
Но часть таких новостей нужна, чтобы создавать позитивную для власти повестку. Эта ручка воспринимается, как признак проявления Владимиром Путиным человечности.
Репутация президента, в том числе и как хорошего царя, который противостоит плохим боярам, очень серьезно пострадала за последние два месяца. Поэтому Кремлю необходимо принимать срочные меры, чтобы вновь приблизить его образ к населению. Стратегически ничего не получается, поэтому предпринимаются такие тактические шаги. Ситуация с ручкой — это явной воды постановка и отработка информповода для того, чтобы далеко идущие выводы делались практически на пустом месте.
Свежие комментарии